Эссе

Я преподаватель. Мои размышления о современной педагогике

Педагог и студент… Скажу сразу, на мой взгляд, одно без другого невозможно. Не получится. Даже если тот, кто учится, будет думать, что дело преподавателя давать знания.
Хотим мы этого или нет, личность педагога влияет на личность студента. Очень часто студенты помнят всю жизнь своего первого учителя или лучшего педагога, мысленно обращаются к нему и где-то в глубине души стараются заслужить его одобрение. Мудрые восточные люди поняли это давно. Неслучайно слова «Наставник» и «Учитель» они пишут с заглавной буквы.
К сожалению, тенденции современного образования совсем другие. А слово «педагогика» чаще всего произносится с иронией. Считается, что педагог не должен и почти не имеет морального и тем более юридического права воспитывать студента. Его дело – научить! Но что значит научить? В настоящее время это значит — не поделится своими знаниями и опытом, а только лишь приоткрыть занавес в профессиональный мир, показать студенту тропинку туда и научить добывать полезную и нужную информацию самостоятельно. А что именно добывать? Это уже студент сам решает. Он блуждает по лабиринтам знаний, самостоятельно разбирается. Но ведь это ему не интересно. Нужным он это не считает, и полезным тоже. Ведь никто же не показал пример, не смог заинтересовать, не воспитал. Поэтому зачастую студенты сейчас знают, где и как добыть знания, но не хотят. И все тут.
Подрастающему поколению всегда нужен пример и ориентир, вожатый, наставник, педагог. Да как не назови!
Всем известно, что если студенту приятно смотреть на педагога, слушать его речь, даже голос, общаться с ним, то он может опосредованно увлечься, заинтересоваться, захотеть изучать глубже то, что ему преподают. Даже полюбить дисциплину через уважение и восхищение человеком, преподающим эту дисциплину. Или наоборот, полюбивший музыку, восхитившийся истинностью и прогрессивностью научного открытия или учения, старается познакомиться, хотя бы и заочно, с личностью автора, ученого, музыканта, исследователя. Это разве не воспитание?!
Есть еще то, о чем стоит задуматься. В современном образовании обозначены главные задачи современного обучения — раскрытие способностей каждого студента, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Наше обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Именно поэтому сегодня набирает силу конкурсное движение.
Конкурсы, соревнования являются важной характеристикой роста и развития студентов. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития студента, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера. Через такие состязания студент формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, приобретает уверенность в своих силах, первый опыт «разумного авантюризма». Участие в конкурсе – это способ самореализации. Ребенку необходимо быть востребованным окружающими, получать от них моральную поддержку. Детям важно дать возможность сравнить свои достижения с успехами других, ощутить дух соревнования для того, чтобы адекватно оценить свои силы и способности. Участие в конкурсах – это серьёзное увлекательное испытание, которое станет для каждого новым этапом в жизни на пути к новым победам.
Участие в конкурсном движении позволяет не только проявить себя, развить свои таланты, но и способствует созданию имиджа учреждения на рынке образовательных услуг в условиях реально существующей здоровой конкуренции.
Здесь тоже важно непосредственное участие наставника, педагога. Ведь педагог отдаст все свои знания и умения. Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, различного рода состязания выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
А как приятно видеть их лица после проведения конкурса: счастливые и радостные или раздосадованные и грустные? И это тоже воспитание.
Не стоит забывать и о семье. В этой среде наши студенты получают большую часть воспитания. Но как быть, когда семья недостаточно уделяет внимания воспитанию или воспитывает весьма своеобразно. В результате чего у студента формируется тип поведения, мало приемлемый для жизни в обществе. Существует такое убеждение, что таких детей ничему нельзя научить, не воспитывая при этом. Как обойтись без простых правил человеческого культурного поведения: толерантности, умения слушать и слышать другого человека?
Все-таки учить, не воспитывая, нельзя! Михаил Аркадьевич Светлов когда-то сказал: «Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой». А это ли не первоосновные нравственные заповеди воспитания человека? «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно», — утверждал Лев Николаевич Толстой.
Получается, что извлечь пользу из знаний, причем не только личную пользу, но и для общества, для человечества может только хорошо воспитанный, правильно нравственно сориентированный человек, а не обладающий знаниями индивид.