ЭССЕ

Пришёл в гостиничный номер с подготовительных курсов. В голове одна фраза: когнитивный диссонанс. Звучит как синхрофазотрон, только  не совсем понятно. Удалил своё эссе: не цепляет.  И это за несколько дней до конкурса.  Пустота… Чем больше думаешь, тем меньше здравых мыслей. Надоело.  Пойду в номер к ребятам, у них прошёл первый день конкурса профессионального мастерства World Skills, узнаю, как дела. Может, отвлекусь.

Узнал, что в целом справились. Молодцы! Конечно, трудно и страшно. Это нормально: нестандартная атмосфера, дух соперничества, возложенные ожидания всей образовательной организации. Пытаюсь их подбодрить. Успокаиваю, что следующие дни будут проще. «Вы несколько месяцев ежедневно к этому готовились, жили мыслью о победе.  Уверен, у вас всё получиться. Не смотрите на фаворитов — сами станьте ими! Боритесь изо всех сил! Я в вас верю. Вы лучшие!» — сказал я, выходя из номера. «В вас да, в себя нет», — также подумал я. Пообещал, что завтра зайду поддержать их на конкурсе.

Пошёл на конкурс, на крыльце выставочного зала увидел декоративные изделия из металла. Какая красота, просто прелесть! Корабль в человеческий рост — какая тонкая работа! Сразу и не скажешь, что сварная конструкция из  листовой стали. А ведь этот корабль сделал вручную «обычный» сварщик, который некоторое время назад был совсем неопытным студентом. Профессионала из него сделали такие же преподаватели и мастера производственного обучения. И вот перед вами не просто чернорабочий, а художник, творец. Понимаешь, сколько ответственности на педагогах: не зарази они его любовью к своей профессии, стремлением создавать, творить, делать качественно свою работу, потеряли бы специалиста. А ведь нужно совсем немного, одно неверное слово, жест, и всё пропало – созданное годами, рушиться мгновенно. Приходишь к выводу, что работа педагога тоньше ювелирной и ответственнее хирургической. Какое воодушевление от одного кораблика! Поднялось настроение, ушли на задний план проблемы. Поневоле осознаёшь силу красоты. Вспоминаешь, как студенты порой заходят в слесарные мастерские с просьбой поработать. На вопрос: «Что будешь делать?» — типичный ответ: «Не знаю, что-нибудь красивое».  Сделает какую-нибудь простую безделушку, а сколько гордости, трепета – ведь сделал сам. Вот так с простого начинается великое.

Пробежался по конкурсному залу, просмотрел все компетенции. Остановился на своих конкурсантах. Все молодцы, отстающих нет, но выделились два лидера. Всё чётко, качественно, действия отработаны, даже и не скажешь, что обучающиеся. Один из лидеров наш, а ведь это не его специальность и даже не родственная. Радует, что это была моя идея отправить именно этого студента на конкурс. Пришлось даже отстаивать его кандидатуру, и вот он основной фаворит. Видеть потенциал обучающегося — это одна из основных функций педагога.

Непроизвольно включился в работу. Взял блокнот и ручку, стал делать пометки: недоработки, нарушения, отмечать сильные и слабые стороны соперников. Раздобыл у коллег фотокамеру, произвёл несколько детальных фотоснимков — вечером в гостинице будет разбор полётов, да и для портфолио также пригодиться.

Смотришь на них: потные, измотанные, они упрямо делают своё дело, то, чему  учили. Иногда, поймав их взгляд, делаешь жест «молодцы, всё отлично». Многое хотелось бы сказать, но нельзя, такие условия конкурса. Во всей этой суете вдруг ловишь себя на мысли: ты на своём месте, со студентами легко и комфортно, тебя ничего не тревожит,  все личные проблемы, где-то позади, на уме только одно — помочь ребятам.  Нужно уходить, всё должно быть в меру, даже внимание.

По дороге в гостиницу анализировал слабые стороны в подготовке, разрабатывал стратегию на следующий день для каждого из участников.

Вечер, время как будьто остановилось. Нет ничего хуже, чем ждать.

Наконец подробный разбор работы за день. Удалось не всё, но грубые ошибки соперников позволили сравняться с ними, а одному и вырваться вперёд. Установка на завтра – поработать не хуже, чем сегодня, не допустить ошибок, тогда всё получиться. Нужно ещё раз детально разобрать задание. Нервы на пределе, утомление, но никто не сломлен, все поддерживают друг друга, каждый знает своё дело и чётко делает его. Появляется мысль, какие же они молодцы, не только как профессионалы, но и как люди.  Пожелав всем удачи, идём спать – завтра сложный день.

Заключительный день. На удивление все  спокойны, работают размеренно, никто не торопится. Адаптировались. Становиться ясно, что двое наших не успеют закончить работу вовремя и не войдут в призёры, но это их не останавливает. Казалось бы, бросить и уйти, но нет. Наш лидер явно борется за первое место. Напротив стоит группа работодателей,  что-то обсуждает; по всему видно, что они весьма довольны конкурсантами. В такие моменты в полной мере понимаешь значимость конкурса профессионального мастерства. Конкурсанты работают с новейшим оборудованием и материалами, показывают себя перед работодателями, а самое главное, они сами начинают осознавать себя специалистами.

К вечеру все устали, но счастливы — конкурс закончился. Один из участников претендует на первое место. По обычаю стали обсуждать проделанную работу, постарались примерно подсчитать набранные баллы за все три дня — шансов много. Стараешься подготовить участников к любому повороту событий — это конкурс, может быть всё что угодно. Ждём руководителя, он же один из экспертов. Но руководитель ничего не сказал – всё будет ясно завтра.

Смотрю на этих уставших, но счастливых парней, и понимаю, что они уже победители, каков бы ни был результат. А ведь я стою перед таким же конкурсом профессионального мастерства. И если те, которых настраивал на победу, смогли достойно выступить, то я просто не имею права сдаться, остановившись на половине пути. Стало как-то легко. В такие моменты в полной мере осознаёшь: я преподаватель профессиональной подготовки и никто иной. А ведь ещё лет десять назад я даже и не думал, что стану педагогом, да ещё и профессиональной подготовки. Теперь стою, переполненный гордостью за своих учеников – настоящих мастеров своего дела.

Выходя из комнаты, я сказал: «Спасибо!» «За что?» — спросили они. «За поддержку». «Но ведь это вы нас поддерживали!» «И за это тоже большое спасибо!» — сказал я.

В коридоре, поймав взгляд руководителя, стало всё ясно. «Поздравляю», — сказал я ему, он ничего не ответил, лишь улыбнулся в ответ. Возникло чувство лёгкости, полёта. Я был счастлив: я вновь обрёл себя. Взял ручку и словно под диктовку записал следующие строки:

Если попал на своё место,

Его ты точно не пройдёшь.

Когда займёшься своим делом,

Покой душевный обретёшь.

Вот так и я хотел на конкурс

Представиться не тем, кто есть.

Но сколько б сил я не потратил,

Лишь только вымотался весь.

Но тут студенты, конкурса уловки,

Вдруг как-то сразу понял всё.

Я педагог профподготовки —

Вот в чём призвание моё.