Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

Профессия тракторист — одна из наиболее известных рабочих специальностей. При этом немногие знакомы со спецификой данной работы. Трактор — непростая машина, для работы с которой работник, кроме выполнения огромного перечня определенных задач, должен уметь ремонтировать трактор, настраивать его различные узлы, а также проводить сборку и ремонт электроприборов.

Профессия тракторист возникла в Великобритании

traktorв середине XIX века, когда для облегчения тяжелого ручного труда крестьян был придуман и создан первый трактор, полезное сельскохозяйственное орудие труда. В прошлом столетии американские ученые усовершенствовали модель трактора, применив двигатель внутреннего сгорания, и использовали технику лишь в сельском хозяйстве. Трактор — не самый распространенный вид техники, поэтому данная профессия не имеет широкого распространения, как, например, строительные специальности.

Изначально все специалисты, работающие с такой тяжелой техникой, назывались простыми машинистами. Причиной создания такой огромной техники, прежде всего, являлось эффективное облегчение тяжелой работы крестьянам. Таким образом, первый трактор являлся основным сельскохозяйственным орудием труда. Со временем создавались трактора, на которые устанавливались дополнительные многофункциональные инструменты и новая техника, с помощью которых трактора начали применяться в строительной и горной промышленности.

Начало ХХ века ознаменовалось появлением и распространением тракторов, которые стали использоваться также и на стройках, на фронте, на расчистке территории. В то время эти машины были просто тягачами и не имели сменных рабочих частей, как на современной технике (ковш, отвал, отбойный молот и др.). В России первые трактора появились в советское время.

С появлением паровой машины началось строительство паровых повозок, автомобилей и тракторов. Первые колесные паровые тракторы появились в Англии и Франции в 1833г. Создание первого гусеничного трактора с паровым двигателем относится к 1888г. Гусеничный ход — это изобретение столь же великое и фундаментальное, как и изобретение колеса. Но если имя создателя колеса затеряно в глубине веков, то изобретатель гусеницы от которого пошли тракторы, танки, известен. Это русский крестьянин Федор Абрамович Блинов.

История тракторов насчитывает более 200 лет. В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку с механизмами, характерными для современных тракторов: коробка передач, рулевое управление и тормоза. Человек своей силой приводил в движение эту «Самокатку».

В 1898 г. механик Федор Блинов соорудил самый первый гусеничный трактор. В роли двигателя был котел с двумя паровыми машинами, который стоял на раме длиной в 5м. Через шестеренные передачи от каждой машины передавалось вращение к ведущим колесам, которые были сцеплены с гусеницами. Управляли трактором два человека. Скорость движения была около 3 км/ч.

В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель построил экономичный двигатель внутреннего сгорания, позднее его стали называться дизельным, в честь его изобретателя.  В 1910 г. русский изобретатель Яков Мамин сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе, и в 1903 г. получил на него патент. В 1911 г. он создал первый отечественный колесный трактор и назвал его «русским трактором». Однако собственной тракторостроительной промышленности в России практически не существовало, и тракторы в основном ввозились из-за рубежа.

В 1918 г. на Обуховском заводе в Петрограде началось производство тракторов по типу американского трактора фирмы «Холт» (гусеничные тракторы этой фирмы послужили базой для создания первых танков), налаживается серийный выпуск тракторов на других машиностроительных заводах страны. Первые трактористы в России появились в конце 20-х гг. 20 века. Тогда их насчитывалось немногим более 600 человек. В 30—40-х, начале 50-х гг. на базе этой профессии появились профессии комбайнера прицепного комбайна, сеяльщика, машиниста свеклоуборочного, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С появлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракториста колесных тракторов появилась профессия тракториста гусеничных тракторов. Одновременно в промышленности для работы на тракторах-тягачах возникла специальность тракториста-водителя.

В 50-х гг., в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой профессиональные функции прицепщика перешли к трактористу.

В  результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее время в сельском хозяйстве является преобладающей.

Квалифицированный тракторист может работать на всех участках, где существует необходимость в оборудовании. В настоящее время профессия тракторист — достаточно востребованная в народном хозяйстве. Без тракториста сложно работать на промышленных предприятиях, ферме, строительстве, в горной промышленности или в коммунальной службе, учитывая, что опытный специалист зачастую может управлять различными специализированными машинами.

Любой тракторист обязательно должен иметь средне — специальное образование, водительские права категории «Е», а также профессиональные навыки вождения техникой. Тракторист обязан обладать знаниями об устройстве трактора, его техобслуживании и ремонте, иметь физическую силу, выносливость, хороший объемный глазомер и слух, а также быть дисциплинированным и востребованным.

Тракторист, обученный и достаточно опытный для ремонта сельскохозяйственной техники, может работать механизатором. Наиболее распространенный спектр задач тракториста: пахота земель сельскохозяйственного назначения, расчистка снега, заготовка кормов, рытье траншей, перевозка грузов на тракторе с прицепом, очистка территории. В обязанности тракториста также входит поддержание трактора и навесных орудий в исправном состоянии.

Все операции, выполняемые трактором, могут быть произведены и людьми, но на это они потратили бы значительное количество времени и потребовалось бы привлечь большое число рабочих. Поэтому благодаря деятельности тракториста на любом объекте можно сэкономить энергию людей и время.

Профессия тракториста является одной из самых пусть не популярных, но хорошо известных. При этом мало кто знает об особенностях работы сотрудника, который управляет специальным транспортом. Трактор представляет собой огромную сложную машину, водителю которой нужно не только уметь управлять и выполнять поставленные задачи, но и ремонтировать, настраивать разные узлы техники. Поэтому работник, который работает на тракторе, называется трактористом-машинистом.

Квалифицированный специалист может работать везде, где есть необходимость в технике. Учитывая то, что трактор является не самым распространенным видом оборудования, данная специальность не настолько распространена, как строительные профессии, к примеру. Но и без тракториста не удастся обойтись ни на одном строительстве, ни одной коммунальной организации. Услуги тракториста необходимы и в горной промышленности, на карьерах. Особенно беря во внимание то, что опытный тракторист довольно часто может без труда управлять и другой специализированной техникой, бетономешалками и т.д.

Тракторист-машинист должен обладать хорошей физической формой, выносливостью, сообразительностью, внимательностью. Желательно, чтобы человек хорошо разбирался в технике и имел определенный объем знаний в сфере, где собирается работать (строительной, коммунальной, промышленной и т.д.).

Основным риском профессии является не выполнение непосредственно работы при помощи трактора, а ремонт машины. Именно во время проведения ремонта тракторист-машинист может получить различные травмы. Также большую опасность представляет сама машина, которой водитель может нанести вред окружающим людям, ограждениям, природе и т.д. Поэтому в работе сотруднику нужно проявлять максимальную внимательность.

трРабота тракториста-машиниста достаточно хорошо оплачивается. Трудоустройство зависит от того, кому принадлежит транспорт. Тракторист может устроиться на работу, обладая нужными знаниями и навыками, в строительную или коммунальную компанию, где будет работать на транспорте, который входит в автопарк организации. В то же время тракторист-машинист может приобрести собственный транспорт и работать самостоятельно, выполняя заказы частных клиентов.

Несмотря на предвзятое отношение к профессии, обучение будущие трактористы проходят не такое уж и простое – далеко не всем дается специальность. Поступить на тракториста можно в техникум, где есть соответствующая профессия, которая требует наличия необходимой базы и техники. Важным преимуществом обучения именно этой профессии является то, что тракторист параллельно учится управлять не только трактором, на котором будет работать, но и другими видами легкового и грузового транспорта.